РИТУАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Jesus Christ

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности. Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным, или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном. Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова "Со святыми упокой…", а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины. Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения. В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище.

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен. На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном. Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа. Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим.
У Бога все живы... Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Свято-Елисаветинский монастырь

mosque

Джаназа – это исламский похоронный обряд. Ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством. Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

Когда мусульманин находится на смертном одре, другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным. Больной перед смертью должен читать Шахаду (молитву), а если он сам не в состоянии, тогда Шахаду ему шепчут на ухо. После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.

Омовение – сложная ритуальная процедура, необходимая при похоронах каждого мусульманина. Для её проведения требуется четыре человека того же пола, что и умерший – исключение возможно для супругов. Самим омовением занимается один человек, которого называют гассал – обычно это либо близкий родственник, либо специально нанятый человек. Задача помощника гассала – лить воду на умершего, в то время как другие участники процедуры поддерживают и переворачивают тело.
Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.

Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).
Мужской саван состоит из нескольких предметов: лифафы – ткани, закрывающей тело с головы до ног, изара – ткани, которой оборачивают нижнюю часть тела, и камиса – длинной рубашки, закрывающей тело от плеч до таза. Женский кафан также включает в себя химар – широкий платок для покрытия головы, и кирку – ткань, которую кладут на грудь. Лифафу принято посыпать благовониями, чтобы перебить возможный запах разложения.

Джаназа-намаз (похоронная молитва)
Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. Намаз проходит после обмывания тела и совершается стоя. Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.

Хоронят покойного на близлежащем кладбище, и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем. Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой в сторону Мекки. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой. После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли. Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.

Тазия (соболезнование семье умершего).
Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути. Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.

Позвоните нашим специалистам по телефону +79162773909 и они ответят на все Ваши вопросы, а при необходимости организуют проведение ритуальных обрядов в соответствии с канонами вероисповеданий.